1. Требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства разработаны в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Требования) и устанавливают требования к тяжеловесному и (или) крупногабаритному транспортному средству, к перевозке груза, размещению и креплению груза на тяжеловесном и (или) крупногабаритном транспортном средстве, к автомобилям прикрытия, осуществляющим сопровождение крупногабаритного транспортного средства, к организации движения и обеспечению безопасности дорожного движения перед началом и при движении тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.
2. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по автомобильным дорогам Российской Федерации осуществляется при наличии специального разрешения в соответствии с законодательством Российской Федерации о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, об автомобильном транспорте и настоящими Требованиями.
3. Тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство должно соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), Правил дорожного движения и нормативных документов Российской Федерации, устанавливающих порядок допуска транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
4. Технические характеристики тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства должны быть подтверждены паспортом транспортного средства, одобрением типа транспортного средства и свидетельством о безопасности конструкции транспортного средства (далее - техническая документация транспортного средства).
5. При перевозке грузов тяжеловесными и (или) крупногабаритными транспортными средствами необходимо использовать транспортные средства, предназначенные для перевозки в соответствии с технической документацией транспортного средства.
6. Не допускается движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, если масса буксируемого тяжеловесного и (или) крупногабаритного прицепа (полуприцепа) превышает технические нормативы тягача, установленные заводом-изготовителем.
7. Тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство должно быть оснащено системой автоматического (аварийного) торможения, которая соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также должно иметь не менее двух противооткатных упоров для каждого транспортного средства в целях дополнительной фиксации колес в случае аварийной остановки на уклоне.
8. На тяжеловесном и (или) крупногабаритном транспортном средстве должны быть установлены опознавательные знаки: "автопоезд", "крупногабаритный груз", "длинномерное транспортное средство", "ограничение скорости" согласно приложению N 3 к настоящим Требованиям (в зависимости от габаритов перевозимого груза).
9. Тяжеловесное и (или) крупногабаритное транспортное средство должно быть оборудовано специальными световыми огнями, проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета в соответствии с пунктом 23.4 Правил дорожного движения.
10. Крайние точки (по ширине и длине) крупногабаритного транспортного средства должны быть оборудованы мигающими (проблесковыми) фонарями (сигналами) желтого или оранжевого цвета согласно приложению N 3 к настоящим Требованиям.
11. При длине крупногабаритного транспортного средства свыше 25 м боковые поверхности транспортного средства должны быть оборудованы мигающими (проблесковыми) фонарями (сигналами) желтого или оранжевого цвета с расстоянием между ними 2 м.
12. На кабине тягача крупногабаритного транспортного средства должно быть установлено не менее двух наружных зеркал заднего вида с обеих сторон, которые должны обеспечивать водителю обзор как при прямолинейном, так и при криволинейном движении с учетом габаритов транспортного средства и перевозимого груза.
13. Собственник (владелец) транспортного средства (далее - субъект транспортной деятельности) обязан обеспечить соответствие технического состояния транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортное средство к эксплуатации при наличии у него неисправностей, предусмотренных приложением к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
14. Контроль технического состояния тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства должен обеспечиваться субъектом транспортной деятельности. Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства (автопоезда) и месте его проведения фиксируются в путевых листах.
15. Размещение и крепление груза на тяжеловесном и (или) крупногабаритном транспортном средстве должно соответствовать схеме размещения и крепления груза, разработанной его производителем или грузоотправителем, с учетом мест расположения крепежных элементов, указанных изготовителем груза.
16. На крупногабаритное транспортное средство с неделимым грузом допускается догружать аналогичные грузы при одновременном выполнении условий:
габаритные параметры крупногабаритного транспортного средства с неделимым грузом и догружаемым аналогичным грузом не превышают габаритные параметры крупногабаритного транспортного средства с неделимым грузом (габаритные параметры крупногабаритного транспортного средства с неделимым грузом до погрузки на него догружаемого аналогичного груза);
весовые параметры крупногабаритного транспортного средства с неделимым грузом и догружаемым аналогичным грузом не превышают допустимые массу и осевые нагрузки транспортного средства, установленные Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом.
17. Способы крепления груза на тяжеловесном и (или) крупногабаритном транспортном средстве определяются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
18. Водитель тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства обязан проверять исправность крепежных приспособлений груза после приведения их в рабочее состояние перед началом движения, а также контролировать их исправность во время движения.
19. Для обеспечения безопасности при движении крупногабаритного транспортного средства и информирования других участников дорожного движения о его габаритах используются автомобили прикрытия (приложение N 1 к настоящим Требованиям).
20. На передние, задние и боковые части кузова автомобиля прикрытия должны быть нанесены одинаковые по виду, размеру (шириной от 50 до 150 мм) и размещению светоотражающие полосы желто-оранжевого цвета (приложение N 2 к настоящим Требованиям).
21. Информационные надписи должны быть нанесены на боковые поверхности транспортного средства (допускается нанесение информационных надписей на заднюю часть транспортного средства) и содержать наименование собственника автомобиля прикрытия (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Требованиям).
22. Автомобиль прикрытия должен быть оборудован:
1) двумя проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета (допускается применение проблесковых маячков, конструктивно объединенных в одном корпусе);
2) информационным светоотражающим или внутренним освещением табло желтого цвета размером 1,0 м на 0,5 м с текстом "БОЛЬШАЯ ШИРИНА" или "БОЛЬШАЯ ДЛИНА", выполненным из световозвращающей пленки синего цвета с высотой шрифта не менее 14 см;
3) устройством для определения высоты искусственных сооружений и других инженерных коммуникаций.
23. Проблесковый маячок должен устанавливаться на крыше автомобиля прикрытия или над ней. Способы установки проблесковых маячков должны обеспечивать надежность их крепления во всех режимах движения и торможения транспортного средства.
24. Информационное светоотражающее или с внутренним освещением табло должно устанавливаться на крыше автомобиля прикрытия или над ней, за проблесковым маячком по ходу движения или перед проблесковым маячком в случае движения автомобиля прикрытия позади крупногабаритного транспортного средства и использоваться в целях дополнительного информирования участников дорожного движения о габаритных параметрах сопровождаемого транспортного средства:
1) при ширине крупногабаритного транспортного средства свыше 3,5 м - "БОЛЬШАЯ ШИРИНА";
2) при длине крупногабаритного транспортного средства более 25 м и при ширине не более 3,5 м - "БОЛЬШАЯ ДЛИНА";
3) при ширине крупногабаритного транспортного средства свыше 3,5 м и длине более 25 м на автомобиле прикрытия, следующим впереди, - "БОЛЬШАЯ ШИРИНА", а на автомобиле прикрытия, следующим позади, - "БОЛЬШАЯ ДЛИНА".
25. В случаях, если ширина транспортного средства превышает 5 м или длина транспортного средства превышает 35 м или если на двухполосных автомобильных дорогах при движении крупногабаритного транспортного средства ширина проезжей части для встречного движения составляет менее 3 м, должен быть разработан проект организации дорожного движения по маршруту или участку маршрута.
26. Проект организации дорожного движения должен содержать следующие сведения:
1) схему и описание маршрута движения;
2) характеристики и параметры транспортных средств, участвующих в движении;
3) расположение автомобилей прикрытия спереди и сзади сопровождаемого транспортного средства;
4) график движения по маршруту с учетом интенсивности дорожного движения;
5) схемы изменения организации дорожного движения и прикрытия автомобилем сопровождения на участках, имеющих ограниченную видимость, и в местах, указанных в графе "Особые условия" специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (далее - специальное разрешение)
6) порядок проезда сложных участков маршрута (поворотов, перекрестков, железнодорожных переездов, сужений проезжей части, участков с выездом на полосу встречного движения) с нанесенной на схему траекторией дорожного движения;
7) места осуществления контрольных промеров габаритов искусственных сооружений и коммуникаций в процессе дорожного движения;
8) места остановок и стоянок для отдыха и пропуска попутных (встречных) транспортных средств.
Проект организации дорожного движения должен также содержать информацию о необходимости полного или частичного перекрытия движения на участках автомобильной дороги.
27. Сведения, изложенные в проекте организации дорожного движения, должны быть подтверждены фотоматериалами, отражающими реальное состояние объектов дорожной инфраструктуры на момент подачи заявления на получение специального разрешения.
28. Проект организации дорожного движения должен быть оформлен в бумажном виде, сброшюрован с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и подписи лица, его разработавшего, и заверен печатью (при наличии) организации (для юридических лиц) и подписью индивидуального предпринимателя с проставлением даты.
29. Проект организации дорожного движения представляется в уполномоченный орган по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (далее - уполномоченный орган) в установленном порядке. При необходимости выполнения специального проекта на движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проект организации дорожного движения включается в специальный проект.
30. Специальное разрешение с документами, предусмотренными приказами Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 и от 21 сентября 2016 г. N 272, и проектом организации дорожного движения направляются в подразделение Госавтоинспекции МВД России, осуществляющее согласование.
31. Водителю тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства запрещается:
1) начинать и осуществлять движение без специального разрешения;
2) начинать и осуществлять движение со специальным разрешением, срок действия которого истек, а также если специальное разрешение неправильно оформлено (при отсутствии в специальном разрешении подписей, печатей (при наличии) должностных лиц и уполномоченных органов) и исправлений (при наличии);
3) отклоняться от установленного в специальном разрешении маршрута;
4) превышать указанную в специальном разрешении и на дорожном знаке скорость движения;
5) осуществлять движение во время гололеда, снегопада, а также при метеорологической видимости менее 100 м;
6) двигаться по разделительной полосе, обочине, откосу автомобильной дороги, если такой порядок не определен особыми условиями специального разрешения;
7) останавливаться для отдыха вне специально обозначенных стоянок, расположенных за пределами проезжей части;
8) начинать либо продолжать движение при возникновении технической неисправности транспортного средства, угрожающей безопасности движения, а также при смещении груза либо ослаблении его крепления;
Внесение в специальное разрешение записей и исправлений запрещается.
32. В случае, если во время движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства возникнут обстоятельства, требующие изменения маршрута движения, субъект транспортной деятельности обязан получить в установленном порядке специальное разрешение на движение по новому маршруту.
33. Движение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств осуществляется в одиночном порядке. Не допускается движение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств организованными колоннами.
34. Запрещается передвижение крупногабаритной и (или) тяжеловесной техники на гусеничном ходу на автомобильных дорогах, имеющих покрытие (за исключением грунтовых).
35. Скорость движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства устанавливается уполномоченным органом с учетом сведений, поступивших от владельцев автомобильных дорог и органов управления Госавтоинспекции МВД России, согласовавших маршрут движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, типа транспортного средства, технического состояния участков автомобильных дорог, маршрута, заявленного в специальном разрешении, погодных условий, а также других условий, влияющих на безопасное движение транспортных средств.
36. Необходимость и количество автомобилей прикрытия определяется в соответствии с обязательными условиями использования автомобилей прикрытия, установленными приложением N 1 к настоящим Требованиям.
37. Необходимость участия в сопровождении патрульных автомобилей Госавтоинспекции МВД России определяется органом управления Госавтоинспекции МВД России при согласовании специального разрешения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
38. Автомобиль прикрытия должен двигаться:
1) перед сопровождаемым транспортным средством:
на безопасном для движения расстоянии (с учетом установленной скорости движения), уступом с левой стороны по отношению к тяжеловесному и (или) крупногабаритному транспортному средству таким образом, чтобы его габарит по ширине выступал за габарит сопровождаемого транспортного средства;
с информационным светоотражающим или с внутренним освещением табло "БОЛЬШАЯ ШИРИНА" или "БОЛЬШАЯ ДЛИНА", обращенным вперед;
с развернутым устройством для определения высоты искусственных сооружений и других инженерных коммуникаций при высоте транспортного средства с грузом или без груза 4,5 м и более;
2) позади сопровождаемого транспортного средства:
с информационным светоотражающим или с внутренним освещением табло "БОЛЬШАЯ ШИРИНА" или "БОЛЬШАЯ ДЛИНА", обращенным назад.
39. Использование автомобиля прикрытия также необходимо:
позади крупногабаритного транспортного средства в случае, когда свес груза за задний габарит крупногабаритного транспортного средства составляет более 4 м независимо от прочих параметров данного транспортного средства с грузом;
спереди крупногабаритного транспортного средства в случае, когда габаритный параметр крупногабаритного транспортного средства с грузом или без груза по высоте составляет 4,5 м и более.
40. Требования по обеспечению профессиональной компетентности и профессиональной пригодности водителей и специалистов субъекта транспортной деятельности, участвующего в процессе движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, должны соответствовать Перечню мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе.
41. Разрешенное время движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (дни и часы) определяется владельцами автомобильных дорог, инженерных коммуникаций, железнодорожных путей, Госавтоинспекцией МВД России, согласующими специальное разрешение, уполномоченным органом и указывается в специальном разрешении.
Мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения | Габаритные параметры транспортного средства с грузом | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ШИРИНА | ||||||||||||||
Менее 3 м | От 3 (включительно) до 3,5 м (включительно) | Свыше 3,5 до 4 м (включительно) | Свыше 4 до 4,5 м (включительно) | Свыше 4,5 до 5 м (включительно) | Свыше 5 м | |||||||||
ДЛИНА | ||||||||||||||
От 25 до 40 м (включительно) | Свыше 40 м | От 25 до 40 м (включительно) | Свыше 40 м | Менее 25 м | От 25 до 40 м (включительно) | Свыше 40 м | Менее 25 м | От 25 до 40 м (включительно) | Свыше 40 м | Все длины | Все длины | |||
Автомобиль прикрытия спереди |
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | Определяется проектом организации дорожного движения (пункт 26 Требований) |
||
Автомобиль прикрытия сзади |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1 - знак "Крупногабаритный груз";
2 - желтые или оранжевые фонари (сигналы), которые могут быть проблесковыми;
3 - желтые или оранжевые фонари (сигналы) и знаки крепятся к транспортному средству или грузу при ширине более 3,5 м;
4 - желтые или оранжевые проблесковые огни используются при движении транспортного средства;
5 - знак "Ограничение скорости" на крупногабаритном и (или) тяжеловесном транспортном средстве со значением допустимой скорости его движения, указанной в специальном разрешении;
6 - знак "Длинномерное транспортное средство" в том случае, если его длина с грузом или без него превышает 20 м, а также на автопоездах с двумя и более прицепами.
1 - знак "Крупногабаритный груз";
2 - желтые или оранжевые фонари (сигналы), которые могут быть проблесковыми;
3 - желтые или оранжевые фонари (сигналы) и знаки крепятся к транспортному средству или грузу при ширине более 3,5 м. При ширине груза более 3 метров, желтых или оранжевых огней должно быть по два с каждой стороны;
4 - желтые или оранжевые проблесковые огни используются при движении транспортного средства;
5 - опознавательный знак "Автопоезд".
1 - знак "Крупногабаритный груз";
2 - желтые или оранжевые фонари (сигналы), которые могут быть проблесковыми;
3 - желтые или оранжевые фонари (сигналы) и знаки крепятся к транспортному средству или грузу при ширине более 3,5 м;
4 - желтые или оранжевые проблесковые огни используются одновременно с имеющимися проблесковыми огнями, которые используются на автомобиле прикрытия;
5 - знак "Ограничение скорости" на крупногабаритном и тяжеловесном транспортном средстве с указанием значения допустимой скорости его движения, записанной в разрешении на перевозку;
6 - знак "Длинномерное транспортное средство" в том случае, если длина транспортного средства с грузом или без него превышает 20 м, а также на автопоезде с двумя и более прицепами;
7 - желтые или оранжевые дополнительные огни, которые могут быть проблесковыми, должны быть установлены через каждый метр, когда расстояние между световыми сигналами транспортного средства и крайним опознавательным сигналом груза более метра.
1 - знак "Крупногабаритный груз";
2 - желтые или оранжевые фонари (сигналы), которые могут быть проблесковыми;
3 - желтые или оранжевые фонари (сигналы) и знаки крепятся к транспортному средству или грузу. При ширине груза более 3 м желтых или оранжевых огней должно быть по два с каждой стороны;
4 - желтые или оранжевые проблесковые огни используются одновременно с теми, которые есть на автомобиле прикрытия;
5 - желтые или оранжевые дополнительные огни, которые могут быть проблесковыми, должны быть установлены через каждый метр, когда расстояние между световыми сигналами транспортного средства и крайним опознавательным сигналом груза более метра;
6 - опознавательный знак "Автопоезд".
198035
г. Санкт-Петербург
ул. Двинская, дом 10
корпус 3, офис 911