Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2011 N 282, от 09.01.2014 N 12 (ред. от 27.12.2014))

1. Настоящие Правила устанавливают порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации (далее соответственно - транспортные средства, автомобильные дороги), вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.

В целях настоящих Правил под транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, понимается транспортное средство, в том числе специализированное и специальное транспортное средство, или комбинация транспортных средств (автопоезд), масса которого с грузом или без груза превышает допустимые массы транспортных средств и (или) допустимые осевые нагрузки, установленные:

  • Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом";
  • решением о временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
  • запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства".

2. Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

3. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства.

Расчет платы в счет возмещения вреда осуществляется на безвозмездной основе.

4. Размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств.

5. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:

а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений:

  • допустимой массы транспортного средства;
  • допустимых осевых нагрузок транспортного средства;

б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;

в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;

г) базового компенсационного индекса текущего года.

6. Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по следующей формуле:

Пр = [Рпм + (Рпом1 + Рпом2 + ... + Рпомi)] х S х Ттг

где:

Пр - размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (рублей);

Рпм - размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);

Рпом1 + Рпом2 + ... + Рпомi- размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);

i - количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение предельно допустимых осевых нагрузок;

S - протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров);

Ттг - базовый компенсационный индекс текущего года, рассчитываемый по следующей формуле:

Ттг = Тпг х Iтг

где:

Тпг - базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1, Т2008 = 1);

Iтг - индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

7. Общий размер платы в счет возмещения вреда определяется как сумма платежей в счет возмещения вреда, рассчитанных применительно к каждому участку автомобильных дорог, по которому проходит маршрут транспортного средства.

8. Средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

9. Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в счет возмещения вреда, перечисленных в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, принимается в 7-дневный срок со дня получения заявления плательщика.

Возврат указанных средств осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.

Решение о возврате указанных средств собственниками частных автомобильных дорог принимается в 7-дневный срок со дня получения заявления плательщика.

Приложение 
к Правилам возмещения вреда, 
причиняемого транспортными средствами, 
осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов
МЕТОДИКА РАСЧЕТА РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПЕРЕВОЗКИ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ
(введена Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 12, 
в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1590)

 

1. Настоящая методика определяет порядок расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - транспортные средства).

2. При определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, учитывается:

  • величина превышения значений допустимых осевых нагрузок и массы транспортного средства, в том числе в период введения временных ограничений движения по автомобильным дорогам;
  • тип дорожной одежды;
  • расположение автомобильной дороги на территории Российской Федерации;
  • значение автомобильной дороги.

3. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении значений допустимых осевых нагрузок на одну ось (Рпомi ) рассчитывается по формулам:

Рпомi = КДКЗ × Ккапрем × Ксез × Рисх × (1 + 0,2 × Пось1.92 × (a/Н - b))   (для дорог с твердым покрытием),

Рпомi = Ккапрем × Ксез × Рисх × (1 + 0,14 × Пось1.24 × (a/Н + b))   (для дорог с одеждой переходного типа),

где:

КДКЗ - коэффициент, учитывающий условия дорожно-климатических зон, приведенный в таблице 2;

Ккапрем - коэффициент, учитывающий относительную стоимость выполнения работ по капитальному ремонту и ремонту в зависимости от расположения автомобильной дороги на территории Российской Федерации, приведенный в таблице 2;

Ксез - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия. Принимается равным единице при неблагоприятных природно-климатических условиях, в остальное время принимается равным 0,35;

Рисх - исходное значение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении допустимых осевых нагрузок для автомобильной дороги на 5 процентов, приведенное в таблице 1;

Пось - величина превышения фактической осевой нагрузки над допустимой для автомобильной дороги, тонн/ось;

Н - нормативная (расчетная) осевая нагрузка для автомобильной дороги, тонн/ось;

a, b - постоянные коэффициенты, приведенные в таблице 1.

4. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении значений допустимой массы (Рпм) рассчитывается по формуле:

 

Рпм = Ккапрем × Кпм × (c + d × Ппм)

где:

Ккапрем - коэффициент, учитывающий относительную стоимость выполнения работ по капитальному ремонту и ремонту в зависимости от расположения автомобильной дороги на территории Российской Федерации, приведенный в таблице 2;

Кпм - коэффициент влияния массы транспортного средства в зависимости от расположения автомобильной дороги на территории Российской Федерации, приведенный в таблице 2;

c, d - постоянные коэффициенты, приведенные в таблице 1;

Ппм - величина превышения фактической массы транспортного средства над допустимой, процентов;

Таблица 1

 

Нормативная (расчетная) осевая
нагрузка для автомобильной дороги,
тонн/ось
Рисх, (руб./100 км)Постоянные коэффициенты
abcd
6 8500 7,3 0,27 7365 123,4
10 1840 37,7 2,4 7365 123,4
11.5 840 39,5 2,7 7365 123,4



Таблица 2

 

Федеральный округКДКЗКкапремКПМ
для автомобильных дорог
федерального значения
для автомобильных дорог регионального, межмуниципального, местного значения и частных дорог
Центральный 2,07 1 1 0,285
Северо-Западный 2,14 1,07 0,785 0,294
Южный 1,65 0,96 1,103 0,342
Приволжский 1,67 0,94 0,76 0,353
Уральский 2,1 1,03 0,662 0,348
Сибирский 2,06 1,01 0,628 0,261
Дальневосточный 2,14 1,35 0,708 0,665
Северо-Кавказский 1,48 0,96 0,793 0,328
Крымский 1 0,96 0,424 0,104




Приложение 
к Постановлению Правительства 
Российской Федерации 
от 16 ноября 2009 г. N 934
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПЕРЕВОЗКИ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ, ПРИ ДВИЖЕНИИ ТАКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.01.2014 N 12)
Таблица 1
РАЗМЕР 
вреда, причиняемого транспортными средствами, 
осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении 
таких транспортных средств по автомобильным дорогам 
федерального значения, рассчитанных под осевую 
нагрузку 10 тонн/ось, от превышения 
допустимых осевых нагрузок на каждую 
ось транспортного средства
(рублей на 100 км)
Превышение допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (процентов)Федеральный округ
ЦентральныйСеверо-ЗападныйЮжныйПриволжскийУральскийСибирскийДальнево-
сточный
Северо-КавказскийКрымский
До 10 2747 2386 1637 1520 2059 1963 2773 1387 1274
Свыше 10 до 20 4392 3815 2618 2430 3291 3139 4434 2218 2037
Свыше 20 до 30 7026 6102 4188 3887 5265 5021 7093 3548 3258
Свыше 30 до 40 10616 9221 6329 5874 7956 7587 10718 5361 4923
Свыше 40 до 50 15141 13152 9026 8377 11347 10821 15286 7646 7022
Свыше 50 до 60 20584 17879 12271 11389 15426 14711 20781 10395 9546
Свыше 60 рассчитывается по формулам, приведенным в методике расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, 
осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, предусмотренной приложением к Правилам возмещения вреда, 
причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов

Примечание. В период временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам в связи с неблагоприятными климатическими условиями значения размера вреда, установленные в настоящей таблице, увеличиваются в 2,9 раза.

Таблица 2
РАЗМЕР 
вреда, причиняемого транспортными средствами, 
осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении 
таких транспортных средств по автомобильным дорогам 
федерального значения, рассчитанных под осевую 
нагрузку 11,5 тонн/ось, от превышения допустимых 
осевых нагрузок на каждую ось 
транспортного средства
(рублей на 100 км)
Превышение допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (процентов)Федеральный округ
ЦентральныйСеверо-ЗападныйЮжныйПриволжскийУральскийСибирскийДальнево-
сточный
Северо-КавказскийКрымский
До 10 1187 1031 708 657 890 849 1199 600 550
Свыше 10 до 20 1720 1494 1026 952 1289 1230 1737 869 798
Свыше 20 до 30 2574 2236 1534 1424 1929 1839 2599 1300 1194
Свыше 30 до 40 3737 3246 2228 2068 2801 2671 3773 1887 1733
Свыше 40 до 50 5204 4520 3102 2879 3900 3719 5253 2628 2413
Свыше 50 до 60 6967 6052 4153 3855 5221 4979 7034 3518 3231
Свыше 60 рассчитывается по формулам, приведенным в методике расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, 
осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, предусмотренной приложением к Правилам возмещения вреда, 
причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов

Примечание. В период временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам в связи с неблагоприятными климатическими условиями значения размера вреда, установленные в настоящей таблице, увеличиваются в 2,9 раза.

Таблица 3
РАЗМЕР 
вреда, причиняемого транспортными средствами, 
осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении 
таких транспортных средств по автомобильным дорогам 
федерального значения от превышения допустимой 
для автомобильной дороги массы 
транспортного средства
(рублей на 100 км)
Превышение допустимой массы (процентов)Федеральный округ
ЦентральныйСеверо-ЗападныйЮжныйПриволжскийУральскийСибирскийДальнево-
сточный
Северо-КавказскийКрымский
До 10 8599 7225 9105 6143 5863 5454 8219 6546 3500
Свыше 10 до 20 9833 8262 10412 7025 6705 6237 9398 7486 4002
Свыше 20 до 30 11067 9299 11719 7906 7546 7020 10578 8425 4505
Свыше 30 до 40 12301 10336 13025 8788 8388 7802 11757 9365 5007
Свыше 40 до 50 13535 11373 14332 9669 9229 8585 12937 10304 5509
Свыше 50 до 60 14769 12410 15639 10551 10070 9368 14116 11243 6012
Свыше 60 рассчитывается по формулам, приведенным в методике расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, 
осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, предусмотренной приложением к Правилам возмещения вреда, 
причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов

Примечание. При определении размера вреда согласно таблице 3 для дорог регионального, межмуниципального, местного значения и частных дорог следует умножать значение размера вреда на коэффициент К, значения которого приведены в таблице 4.

Таблица 4
Федеральный округКоэффициент К
Центральный 0,285
Северо-Западный 0,375
Южный 0,310
Приволжский 0,464
Уральский 0,526
Сибирский 0,416
Дальневосточный 0,939
Северо-Кавказский 0,414
Крымский 0,245

198035
г. Санкт-Петербург
ул. Двинская, дом 10
корпус 3, офис 911

+7 812 336-6040
+7 921 301-2486
info@rollkraft.ru